Основные результаты

Результаты работы за первый год:

– выявлены региональные особенности состояния экологии Юга России и РК;

– факторы, негативно влияющие на здоровье;

– показана сравнительная структура общей заболеваемости и функциональные связи окружающей среды и состоянии здоровья населения;

– получены сравнительные данные реальной ситуации состояния здоровья обучающихся КГУ и СГУ;

– установлены поведенческие факторы риска студентов, их отношение к занятиям по физической культуре и осведомленность о здоровьесберегающих технологиях; проведен сравнительный анализ этнических особенностей здоровья старших курсов КГУ и СГУ;

– полученные и обсуждаемые результаты исследования использованы при создании интернет-сайта «Образование и здоровье» – www.vita.kalmsu.ru для обеспечения информационного и интерактивно-консультационного обслуживания заинтересованных пользователей (обучающихся и их родителей, преподавателей, работников административно-управленческого аппарата).

Степень внедрения:

– определены методы и приемы проведения мониторинга здоровья студентов; разработан и реализован план мероприятий по мониторингу здоровья и оздоровлению студентов;

– представлены рекомендации по внедрению результатов исследований для организации системной работы, направленной на формирование здоровьесберегающей образовательной срезы в ВУЗах.

Итоги внедрения результатов НИР представлены в виде:

– модернизации учебных образовательных программ;

– 4 учебных пособий, 1 монографии, ряде научных публикаций (в том числе в журналах рецензируемых ВАК);

– защиты 1 кандидатской и 1 докторской диссертациях.

Область применения – воспитательная и образовательная деятельность в ВУЗах.

Значимость работы состоит в том, что организация системной работы, направленная на формирование здоровьесберегающей образовательной среды, ценности здоровья и здорового образа жизни в высшем учебном заведении на основе региональных и этнических возможностей адаптационных возможностей организма будет способствовать значительной активизации университетской системы воспитания и повышению качества образования, контуры и основные элементы концепции которой представлены в настоящем описании.

Прогнозные предположения о развитии объекта исследования предполагают: разработку механизма оценки качества воспитания и учета обратных связей на основе специальных диагностических методик педагогического мониторинга организации работы интернет-сайта «Образование и здоровье» – www.vita.kalmsu.ru в диалоговом режиме; формирование специализированного компьютерного банка данных по формам, структуре и эффективности здоровьесберегающей деятельности в полиэтнических ВУЗах.

Методологическую основу исследования составили аксиологический и личностно-деятельностный подходы, определяющие деятельность ведущим условием полноценного развития личности в условиях образовательного процесса и позволяющие рассматривать личность будущего специалиста в контексте субъект-субъектных отношений и в качестве субъекта личностного развития, основанные на общенаучных принципах, а именно: междисциплинарность, комплексность, системность, целостность, динамичность (повторяемость), репрезентивность, методическое единство, наличие обратной связи. Основные методы исследования: анкетирование, скрининг-тесты, антропометрическое обследование, инструментальные клинико-диагностические методы, анализ и обобщение.


Сравнительный анализ этнических особенностей морфологического статуса и сердечного ритма студентов КГУ и СГУ

Организм человека, испытывающий в условиях современного научно-технического прогресса непрерывные стрессовые воздействия, осуществляет постоянное приспособление к условиям окружающей среды путем изменения уровня функционирования отдельных систем и соответствующего напряжения регуляторных механизмов. (Агаджанян, 2006). Факторы среды обитания, накладываясь на биологическую основу человека, по-разному влияют на группы людей, отличающихся между собой генетической структурой, которая определяет особенности реакции организма на воздействие одних и тех же природных факторов и обуславливает специфические морфофункциональные характеристики и особенности патологии. Кроме того, имеются сведения о существовании этнических различий важнейших физиологических констант организма в функционировании не только отдельных ферментных систем, но и реакции нейроиммунноэндокринной системы на воздействие неадекватных экзогенных и эндогенных факторов (Агаджанян, 2007; Гомбоева, 2004; Капустина, 2003).

Неблагоприятные экологические, антропогенные и социально-экономические факторы оказывают отрицательное влияние на состояние здоровья женского организма. В последние десятилетия большой интерес уделяется решению проблемы сохранения и укрепления состояния здоровья девушек, определяющих как общий потенциал здоровья, так и формирующих репродуктивный потенциал (Горст, Голубев, 2004; Радыш, 1998; Степанова, 2005; Твердякова, 2001).

В контексте указанного актуальным представлялось изучение функциональных резервов и состояния здоровья девушек, включающих оценку степени напряжения регуляторных механизмов.

Морфологический статус представляет достаточно информативный ориентир соответствия нормальному развитию организма и в то же время служит интегральным показателем уровня индивидуального здоровья. Учитывая вышесказанное, целью настоящего исследования явилось изучение особенностей морфологического статуса.

В целях сравнительного изучения этнических особенностей морфологического статуса было проведено комплексное двухэтапное исследование русских студентов (I группа – n = 38) СГУ (г. Ставрополь) и калмыцких (II группа – n = 35), обучающихся в КГУ, в возрасте 17-21 г.

Рост рассматривается как одна из характеристик физического развития популяции, как фенотипическая константа суммирующая влияние всех факторов и дающая им адекватные внешние раздражители (Алексеев В.П., 1985). Масса тела является основным признаком, характеризующим не только физическое развитие человека, но и в виде барометра отражает социальные и экологические изменения, а также проявление различных заболеваний (Шапаренко П.Ф., 1999).

В нашем исследовании наиболее высокорослыми являются ставропольские юноши (178,19±1,37), а наименьшую среднюю величину длины тела обнаружили калмыцкие студенты (174,39±1,62) (табл. 1).


Таблица 1

Основные морфологические показатели юношей

Параметры Калмыцкие Ставропольские р
Рост (см) 174,39±1,62 178,19±1,37 >0,1
Вес (кг) 65,60±1,55 72,03±2,52 <0,05
Окружность грудной клетки (см) 85,69±1,95 93,71±1,44 <0,001

р – достоверность изучаемых показателей.

 

Достоверные отличительные особенности установлены при анализе веса и ОГК, при этом указанные показатели были выше у ставропольских юношей.

Актуальным на наш взгляд представлялось изучение основных морфологических характеристик девушек. В группах девушек существенных достоверных отличий установлено не было (табл. 2).


Таблица 2

Основные морфологические показатели девушек

Параметры Калмыцкие Ставропольские р
Рост (см) 165,15±0,95
165,25±0,91
>0,1
Вес (кг) 57,03±1,49
55,85±1,42
<0,1
Окружность грудной клетки (см) 86,30±1,19
86,60±1,38
<0,1

р – достоверность изучаемых показателей.

 

Тем не менее, для женского организма величины массы тела имеют большое значение. Активация эндокринных механизмов регуляции полового развития у девочек происходит в возрасте 6-7 лет, при этом ведущие позиции занимает гипотеза «критической массы тела», согласно которой наступление менархе происходит после достижения массы тела 44-47 кг (Коколина В.Ф., 1998). Ожирение или напротив, резкая потеря массы тела, могут оказывать отрицательное воздействие на функционирование многих органов и систем, а также состояние здоровья женского организма. В нашем исследовании у ставропольских студенток отмечалась более низкая масса тела.

Нами проведен расчет индекса Пинье с дальнейшем установлением типа конституции. В группах обследуемых студентов установлены все типы телосложения (нормостенический, астенический и гиперстенический) (рис. 1).

 

Рис. 1. Основные типы телосложения студентов КГУ и СГУ

 

Среди юношей-студентов КГУ отмечается наибольший «разброс» встречаемости типов телосложения. В данной группе студентов наиболее представлены крайние соматотипы – 35% астенический и 22% гиперстенический. У ставропольских студентов доминирующим оказался нормостенический тип телосложения (76%), наименее представленным выявлен гиперстенический соматотип.

У девушек КГУ и СГУ преобладает нормостенический тип телосложения. Гиперстенический соматотип выявлен в одинаковом проценте. Обращает на себя внимание достаточно большой процент астенического типа телосложения (33%) у студенток КГУ.

Таким образом, на основании проведенного анализа установлены вариации изучаемых морфологических параметров у студентов СГУ и КГУ. У юношей СГУ установлен наименьший процент встречаемости астенического и гиперстенического типов телосложения. У девушек КГУ выявлена наибольшая астенизация.

Сердечно-сосудистая система в значительной мере обеспечивает адаптационные реакции. Любые изменения управляющих систем ассоциированы с активностью функционирования системы кровообращения. Анализ вариабельности сердечного ритма, является методом оценки состояния механизмов регуляции физиологических функций в организме человека (Баевский и соавт., 1997).


Рис. 2. Схема оценки вариабельности сердечного ритма организма человека

 

Вариабельность сердечного ритма отражает сложную картину разнообразных управляющих влияний на систему кровообращения с интерференцией периодических компонентов разной частоты, амплитуды, с нелинейным характером взаимодействия разных уровней управления. Статистический анализ ВСР позволяет оценить активность симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, а также выявить напряжение вегетативной регуляции.

Нами проведен скрининг по ВСР студентов, обучающихся в разных вузах. Проведенное исследование позволяет провести сравнительный анализ адаптационных возможностей и функциональных резервов организма студентов с учетом пола, проживающих в различных регионах нашей страны. При анализе основных показателей статистического анализа ВСР у юношей выявлены следующие особенности (табл. 3).


Таблица 3

Показатели статистического анализа ВСР у юношей КГУ и СГУ

Показатели Калмыцкие Ставропольские р
ЧСС (уд/мин) 80,58±1,13 77,31±1,22 <0,05
SDNN (мс) 69,38±7,01 69,87±6,00 >0,1
RMSDD (мс) 50,86±4,66 58,70±4,64 >0,1

р – достоверность изучаемых показателей.

 

ЧСС в группе калмыцких юношей достоверно выше в сравнении со студентами СГУ. Увеличение ЧСС у калмыцких студентов связано с усилением симпатических влияний на сердечный ритм, а также особенностями регуляции сердечного ритма.

Нами рассмотрены значения SDNN, нормальные значения SDNN находятся в пределах 40-80 мс (Баевский Р.М. и соавт., 2001), кроме того снижение SDNN менее 50 мс является неблагоприятным признаком функционирования сердечно-сосудистой системы и риском развития кардиоваскулярных заболеваний (Loricchio M.L. et al., 1995). У юношей данный показатель находился, в пределах нормативных величин и существенных различий установлено не было.

RMSSD показатель активности парасимпатического отдела звена вегетативной регуляции. Этот показатель вычисляется по динамическому ряду разностей значений последовательных пар кардиоинтервалов и не содержит медленноволновых составляющих сердечного ритма. Он в чистом виде отражает активность автономного контура регуляции. Чем выше значения RMSSD, тем активнее звено парасимпатической регуляции. В норме значения этого показателя находятся в пределах 20-50 мс. На основании исследования статистического параметра RMSSD установлены особенности регуляции сердечного ритма – у ставропольских юношей они проявляются в большем влиянии парасимпатических влияний вегетативной нервной системы, а у калмыцких – симпатических.

Нами изучены основные показатели статистического анализа ВСР у девушек КГУ и СГУ (табл. 4).


Таблица 4

Показатели статистического анализа ВСР у девушек КГУ и СГУ

Показатели Калмыцкие Ставропольские р
ЧСС (уд/мин) 81,78±1,95 79,51±1,97 >0,1
SDNN (мс) 64,12±8,32 79,07±9,69 >0,1
RMSDD (мс) 33,05±3,31 73,36±4,34 <0,001

р – достоверность изучаемых показателей.

 

Как свидетельствуют данные, представленные в таблице у калмыцких девушек выше ЧСС и ниже значения SDNN, кроме того при рассмотрении RMSDD выявлены достоверные отличительные особенности. Снижение RMSDD у калмыцких студенток в сравнении со ставропольскими иллюстрирует усиление симпатического контура вегетативной регуляции на ритм сердца и снижении адаптационных возможностей, а у ставропольских – парасимпатических влияний на сердечный ритм.

Нами рассмотрены особенности сердечного ритма с учетом комплексного показателя ПАРС. У калмыцких студентов значения ПАРС составил 5,23 усл. ед. а у ставропольских – 4,68. В группе калмыцких девушек ПАРС составил – 4,61 усл. ед., а у ставропольских – 4,55. Полученные значения ПАРС у всех студентов свидетельствуют в целом о состоянии выраженного напряжения регуляторных систем, которое связано с активной мобилизацией защитных механизмов, в том числе с повышением активности симпатико-адреналовой системы и системы гипофиз-надпочечники. Большее напряжение регуляторных систем в данном случае испытывают калмыцкие юноши и девушки в сравнении со ставропольскими.

Проведенное исследование показало, что средняя длина тела русских юношей составила 178,19±1,37 см, а калмыцких – 174,39±1,62 см. Масса тела в группе русских юношей (65,60±1,55) достоверно (р<0,05) выше в сравнение с калмыцкими (65,60±1,55). Окружность грудной клетки у юношей I группы (93,71±1,44 см) достоверно (р<0,001) превышала средние значения у калмыцких (85,69±1,95 см) студентов. С учетом индекса Пинье в I группе выявлено 76,4% нормостеников, 10,5% гиперстеников и 13,1% астеников. Во II группе динамика распределения выглядела следующим образом: 45,7% составили нормостеники, 20% астеники и 34,3% гиперстеники.

Нами проанализированы наиболее информативные показатели ВСР (табл. 5).


Таблица 5

Основные показатели ВСР русских и калмыцких студентов

Показатели I группа II группа
Клино-положение (стоя) Ортоположение (лежа) Клино-положение (стоя) Ортоположение (лежа)
ЧСС (уд/мин) 77,31±1,82 89,75±1,65*** 80,58±1,63 89,04±2,26**
RMSDD (мс) 58,70±4,64 31,31±2,24*** 50,86±4,66 30,43±2,77***
SDNN (мс) 69,87±6,01 53,80±3,28* 69,38±7,01 45,43±3,63**
Мо (мс) 790,33±19,53 677,42±17,56*** 757,88±18,85 684,92±19,39**
АМо (%) 38,57±0,96 39,15±1,06 40,03±1,27 39,94±1,10
SI (усл. ед.) 69,96±12,96 99,76±10,37 70,64±12,12 200,88±45,99**

Примечание:* – р<0,02, ** – р<0,01, *** – р<0,001.

 

При выполнении КОП в обеих группах отмечается усиление воздействий симпатической нервной системы, в большей мере выраженное у калмыцких студентов, о чем свидетельствует увеличение ЧСС, RMSSD и снижение SDNN и Мо. Индекс напряжения (SI) регуляторных систем достаточно чувствителен к физическим и эмоциональным нагрузкам, в клиноположении у юношей I и II групп его значения находятся в пределах нормы. Однако, при нагрузке в выборке юношей II группы SI (200,88±45,99) характеризует снижение функциональных резервов.

В рамках проведенного исследования, установлена неоднородность морфологических и функциональных характеристик современных юношей разных этнических групп, что связано с одной стороны с влиянием внешних факторов окружающей среды, а с другой – генетически детерминированным индивидуально-типологическими.

Таким образом, на основании проведенного мониторинга состояния злоровья калмыцких и ставропольских студентов можно сделать следующие выводы:

1. Около половины студентов имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, из них 40% – это лица с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, 15% – с функциональными расстройствами нервной системы, 10% – с заболеваниями дыхательной системы. Высокий уровень заболеваний желудочно-кишечного тракта обусловлен как качеством потребляемой пищи, так и режимом ее приема. Из результатов анкетирования видно, что в пищевом рационе студентов отмечается нехватка витаминов группы С, D и Е, С учетом данных анкетного опроса студенты КГУ и СГУ имеют достаточную систему знаний о здоровом образе жизни. 24 % калмыцких юношей нейтрально относятся к здоровому образу жизни. Среди студентов СГУ курят – 31% юношей и 35% девушек. Наибольший процент не употребляющих спиртные напитки приходится на долю девушек КГУ (49%), тогда как юноши этого же университета в 63% случаев употребляют спиртные напитки;

2. Среди юношей-студентов КГУ наиболее представлены крайние соматотипы – 35% астенический и 22% гиперстенический. У ставропольских студентов доминирующим оказался нормостенический тип телосложения (76%), наименее представленным выявлен гиперстенический соматотип (10%);

3. У девушек КГУ (52%) и СГУ (32%) преобладает нормостенический тип телосложения. У студенток КГУ выявлен достаточно большой процент астенического типа телосложения (33%);

4. Студенты, обучающиеся в разных природно-климатических условиях адаптируются по-разному к условиям обучения в вузе. В регуляции сердечного ритма у калмыцких студентов доминирует симпатический отлел вегетативной нервной ситемы, а у ставропольских – парасимпатический. Состояние выраженного напряжения регуляторных систем по показателю ПАРС в большей степени испытывают калмыцкие юноши и девушки в сравнении со ставропольскими;

5. Среди студентов КГУ распространено анемия, что обусловлено климатогеографическими и этническим факторами;

6. Благодаря полученным результатам возможно научно-обоснованное планирование объема лечебно-профилактической работы, формирование групп амбулаторного и диспансерного наблюдения, а также предварительная разработка научно-обоснованных принципов, методов здоровьесберегающих технологий обучения с учетом региональных и этнических особенностей адаптационных возможностей организма;

7. Полученные данные свидетельствуют о необходимости оценки здоровья студентов не только по показателям заболеваемости, но и о включении в число критериев показателей ответственности за состояние собственного здоровья. Не секрет, что посещаемость занятий по физической культуре невелика, растет число необоснованных освобождений от занятий;

8. Среди плюсов занятий по физическому воспитанию студенты отмечают доступность физических упражнений и умеренные физические нагрузки, наличие индивидуального подхода, внимательное и корректное отношение преподавателя. К минусам относят недостаточное использование спортивных игр, большое количество беговых упражнений, нехватка спортивных тренажеров. Так же следует учитывать отсутствие у студентов четкого видения конечных результатов физического образования, достижения индивидуальных целей, задач и путей их решения, то есть мотивации и стимуляции.

Таким образом, по результатам исследования:

1. Получены данные реальной ситуации в области состояния здоровья обучающихся и качества образования;

2. Определены функциональные связи окружающей среды и состоянии здоровья, факторы положительно или негативно влияющие на здоровье.

Полученные результаты позволят:

1. Научно обосновать систему работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактика вредных привычек и наклонностей);

2. Научно обосновать и разработать формы, структуру и механизм формирования здоровьесберегающей образовательной среды в Вузе в том числе средствами физического воспитания и спорта.