1) ИГМР — индекс гармоничности морфологического развития. Позволяет определить конституцию ребенка, его совокупность индивидуальных, относительно устойчивых морфологических и функциональных (в том числе и психических) особенностей организма. Конституция в значительной мере определяется наследственными свойствами (генотипом), но в ее формировании заметную роль играют и внешние факторы. Измеряется окружность грудной клетки. Зная свой рост, массу тела и окружность грудной клетки, определяют по формуле индекс гармоничности морфологического развития по формуле:

где L — длина тела в см; P — масса тела в кг; T — объем грудной клетки в см; K — коэффициент развития (=1,106).

Систематические антропометрические измерения позволяют своевременно выявлять нарушения физического развития, которые являются ранними признаками заболеваний и свидетельствуют о неблагоприятном влиянии внешней среды.

Справочные сайты: 1. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/prakticheskoe_zanyatie_metod_igmr__indeksa_garmonichn_073056.html 2. https://science-education.ru/pdf/2016/3/24596.pdf

2) Функциональная проба Руфье

Проба Руфье предназначена для измерения подготовки и работоспособности человеческой сердечной мышцы. Проба Руфье считается более точной и часто используемой. Она определяет способность сердечной мышцы адаптироваться к физическим нагрузкам. Эту способность организма определяют как прирост частоты сердечных сокращений (ЧСС) в единицу времени.

Студенты с низкой или ниже средней оценкой (1-2 балла) индекса Руфье, который свидетельствует недостаточном уровне адаптационных возможностей их сердечно - сосудистой системы, нуждаются в значительном увеличении суточного объема двигательной активности и особенно занятий, насыщенных циклическими упражнениями на выносливости ((бег, лыжи, коньки, плавание, гребля, велосипед, а также занятия на тренажерах, в частности велотренажерах).

Справочные сайты: 1. https://bodymaster.ru/training/proba-rufe 2. Калькулятор: https://vladimirus-team.blogspot.com/2019/10/blog-post_19.html)

3) Гипоксическая проба Штанге

Опыт с задержкой дыхания для выявления достаточности кровообращения (сердца, сердечно-сосудистой системы). Выполнима в любой обстановке, проста, не требует аппаратуры. Обследуемый, сидя, отдыхает три минуты, затем после максимального вдоха и максимального выдоха задерживает дыхание, одновременно зажимая нос и тем самым давая сигнал для отметки времени на часах, секундомер. В момент первого вынужденного вдоха, для невозможности дальнейшей задержки дыхания, нос разжимают, это сигнал ко второй отметке времени. Затем обследуемому предлагается нагрузка в виде 5 приседаний в течение 10 секунд и снова определяется, сидя, задержка дыхания после максимальных вдоха и выдоха.

Справочный сайт: https://uma.by/lady-fit/fitnes/proba-shtange-i-gencha-dlya-opredeleniya-ustoychivosti-k-gipoksii.html)

4) Ортостатическая проба

Ортостатические пробы — тесты функциональной диагностики, основанные на измерении динамики различных параметров кровообращения, возникающей под влиянием ортостатической нагрузки, т. е. при изменении положения тела обследуемого от горизонтального к вертикальному или в процессе пребывания в вертикальном положении.

Справочные сайты:

1. ОРТОСТАТИЧЕСКИЕ ПРОБЫ

2. https://bodymaster.ru/training/ortostaticheskaya-proba)

5) Индекс Робинсона

Для количественной оценки энергопотенциала организма человека применяется индекс Робинсона. Он используется для оценки уровня обменно-энергетических процессов, происходящих в организме. Индекс Робинсона характеризует систолическую работу сердца. Чем больше этот показатель на высоте физической нагрузки, тем больше функциональная способность мышц сердца. По этому показателю косвенно можно судить о потреблении кислорода миокардом.

Рассчет:

1. После 5-минутного отдыха определите пульс за одну минуту в положении стоя.

2. Измерьте свое давление и запомните “верхнее” значение (систолическое).

Низкая и ниже средней оценка индекса Робинсона (1 балл, 2 балла) свидетельствует о нарушении регуляции сердечно-сосудистой системы. Студенты с низкой оценкой этого индекса должны входить в группу риска по возможному возникновению артериальной гипертензии, первичной артериальной гипотонии, синдрома вегетативной дисфункции, нарушений сердечного ритма. Этим студентам рекомендуются самостоятельные занятия физическими упражнениями, направленными, главным образом, на укрепление и совершенствование деятельности сердечно-сосудистой системы — это циклические упражнения умеренной интенсивности и скоростно-силовые нагрузки.

Студенты с повышенными цифрами АД по сравнению с половозрастной нормой относятся к группе риска по опасности возникновения артериальной гипертензии (Ар). С ними необходимо проводить соответствующие профилактические и оздоровительно-физкультурные мероприятия. При повышенном АД наиболее эффективны физические упражнения, способствующие развитию аэробной производительности, т. е. выносливости (быстрая ходьба, бег, лыжи, коньки, гребля, подвижные игры) и упражнения на растяжение, а также использование электромеханического вертебрального тренажера (свинг-машина). Регулярные занятия такими упражнениями не только снижают артериальное давление, оздоровляют и укрепляют организм, но являются мощным средством профилактики гипертонической болезни. Студенты с пониженными цифрами АД по сравнению с половозрастной нормой относятся к группе риска по опасности возникновения первичной артериальной гипотонии (ПАГ).

С ними необходимо проводить соответствующие профилактические и оздоровительно-физкультурные мероприятия. При пониженном АД особенно эффективны физические нагрузки скоростно-силового (быстрый бег, прыжки, подскоки, имитация ударов в боксе, различные выпады, дровосек); силового (с мышечным усилием, с гантелями, с эспандерами, с сопротивлением партнера) характера, статическое напряжение (упоры, висы, отжимания, удержание гантелей, «уголок»).

(Калькулятор: https://vladimirus-team.blogspot.com/2019/09/blog-post.html)

6) Проба Шаповаловой Характеризует развитие силы, быстроты и скоростной выносливости. Обследуемый лежит на гимнастическом мате, ноги согнуты в коленях под углом 90º, руки за головой, локти разведены в стороны, касаются пола, стопы зафиксированы или удерживаются партнером. По команде «Марш!» выполняется подъем туловища, сгибаясь до касания локтями бедер и возвращаясь обратным движением в и.п. до касания пола лопатками, локтями, затылком, время выполнения упражнения 60 секунд. Задача обследуемого — совершить как можно большее количество подъемов.

Низкая и ниже средней оценка индекса Шаповаловой (1 балл, 2 балла) свидетельствует о недостаточном развитии силы, быстроты и скоростной выносливости.

Студентов с низкой оценкой этого индекса следует относить к группе риска по возникновению нарушения осанки, искривлений позвоночника и уплощения стоп и проводить с ними занятия физическими упражнениями, носящими превентивный и корригирующий характер.

Рекомендуются самостоятельные занятия физическими упражнениями, направленными та развитие (с мышечным усилием, с гантелями, с эспандерами, с сопротивлением партнера, отжимания, упоры, удержания гантелей, «уголок»), выносливости (ходьба, бег, лыжи, коньки, плавание, грел я, велосипед).

7) Индекс Скибинского

Отражает функциональные резервы дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Методика:

1. После 5-минутного отдыха в положении сидя определите ЧСС (по пульсу);

2. Через 5 мин после этого задержите дыхание после спокойного вдоха и определите время задержки (ЗД);

3. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ в мл) измеряется спирометром или спирографом. Это можно сделать в 332 ауд. 4 корпуса КадлмГУ.

Низкая и ниже средней оценка индекса (1-2 балла) свидетельствует о недостаточных функциональных возможностях системы дыхания и сниженной устойчивости организма к гипоксии. Это требует усиления внимания при занятиях физическими упражнениями на развитие и тренировку дыхательной системы, особенно при занятиях оздоровительным плаванием и бегом.

Калькулятор: https://vladimirus-team.blogspot.com/2019/01/blog-post_28.html

8) Проба М. Е. Ромберга

Элемент экспресс-оценки физического здоровья практически здоровых школьников. Проба является исследованием координационной функции нервной системы. Разделяется на простую и сложную, при этом в каждом упражнении результаты будут отличаться от предыдущих.

Первый вариант выполнения заключается в том, чтобы испытуемый стоял с полной опорой на две ноги, с закрытыми глазами и вытянутыми руками с немного разведенными пальцами. Во время исследований обращают внимание на продолжительность пребывания в заданном состоянии, а также на любые покачивания или произвольные движения человека. Второй способ является более сложным. Включает в себя размещение ног на одной линии, при этом пятка первой ноги касается носка другой. Человек находится с закрытыми глазами и вытянутыми вперед руками.

Выводы:

1. Сохранение позы без тремора 15 с – норма;

2. Появление незначительных движений при времени более 15 с – удовлетворительно;

3. Удержание позиции менее 15 с – неудовлетворительно.

Наличие тремора в течение короткого времени удержания позиции подразумевает присутствие каких-либо нарушений в организме человека.

(Справочный сайт: https://appteka.ru/nevrologiya/proba-romberga)

При низкой общей оценке уровня физического здоровья (5—9 баллов) требуется углубленное медицинское обследование студентов. Если при этом противопоказаний к занятиям физкультурой не установлено, то, посоветовавшись с учителем физкультуры студент должен постепенно увеличивать суточный объем двигательной активности. С этой целью, кроме уроков физкультуры, следует в обязательном порядке дополнительно самостоятельно заниматься физическими упражнениями, прежде всего общеразвивающими и циклическими, развивающими выносливость, по комплексам, рекомендованным учителем физкультуры, куда включаются бег, лыжи, коньки, плавание, гребля, велосипед, а также занятия на тренажерах.