За период исследований в 2018-2019 гг. начат мониторинг функционального состояния российских и иностранных студентов при адаптации к условиям жизни и обучения в природных и антропогенно-измененных условиях Юга России:

1. Проведенный анализ природных условий и оценка современного экологического состояния окружающей среды Юга России, с акцентом на Волгоградскую область и Республику Калмыкия, позволила выявить региональные природно-климатические и экологические факторы, влияющие на популяционное здоровье населения в целом, а также на физическое и психическое здоровье обучающихся российских и иностранных студентов из разных климатогеографических регионов (РФ, ближнее и дальнее зарубежье).

2. Предварительная комплексная оценка адаптации отечественных и иностранных студентов к условиям жизни и обучения в КалмГУ показала роль и место основных факторов, определяющих ее успешность. К положительным факторам можно отнести (безопасность городской среды, толерантность многонационального городского населения, доброжелательное отношение студенческого коллектива, медико-социальные факторы, комфортные условия учебы и быта); к отрицательным – психофизиологические трудности адаптации, связанные с недостаточным уровнем подготовки к обучению в высшей школы, плохим знанием русского языка, отсутствием навыков самостоятельной систематической работы с образовательными ресурсами и т.д.).

3. Изучение состояния здоровья физического и психического состояния здоровья изучаемого контингента путем анкетирования на предмет самооценки состояния здоровья, по медицинским справкам и по обращаемости за медицинской помощью в медучреждения. Определенная выборка студентов подвергалась анкетированию и полному, объективному обследованию по органам и системам. Изучены данные по обращаемости в медучреждения КалмГУ (медкабинет, санаторий-профилакторий). Разработанная анкета включала следующие данные об обследуемом: паспортная часть, пол, возраст, знание роста и массы тела, питание (состав пищи, предпочтения, ограничения в еде, регулярность и частота приема пищи), вредные привычки (курение, употребление слабых и крепких алкогольных напитков). Выявлено, что среди студентов наблюдается значительная прослойка больных и ослабленных людей, около половины студентов имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, из них 40% – это лица с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, 15% – с функциональными расстройствами нервной системы, 10% – с заболеваниями дыхательной системы. Высокий уровень заболеваний желудочно-кишечного тракта обусловлен как качеством потребляемой пищи, так и режимом ее приема. Из результатов анкетирования видно, что для студентов характерна, низкая двигательная активность, нерациональное питание: в пищевом рационе студентов отмечается нехватка витаминов группы С, D и Е, большинство допускает погрешности в пищевом режиме, питаются всухомятку, ужинают после 10 часов вечера).

4. Определение функционального состояния жизнеобеспечивающих систем (сердечно-сосудистая, дыхания, кровообращения) и морфологического статуса позволило идентифицировать механизмы срочной и долговременной адаптации изучаемого контингента к условиям обучения и жизни в исследуемых условиях окружающей среды.

Все полученные результаты комплексной оценки функционального состояния российских и иностранных студентов при адаптации к условиям жизни и обучения в природных и антропогенно-измененных условиях Юга России представлены в публикациях.

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить студенту возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс-диагностика состояния студентов и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии их здоровья.

Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий:

- сохранение и укрепление здоровья студентов;

- формирование привычки к здоровому образу жизни;

- профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, различных заболеваний;

- формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;

-привитие культурно-гигиенических навыков;

- закаливание организма посредством естественных природных сил.