Кальдинов Аркадий Павлович

Зам. декана по воспитательной работе педагогического факультета. Старший преподаватель кафедры физвоспитания и медико-биологических дисциплин.

В 1994 году окончил Волгоградский Государственный институт физической культуры (г. Волгоград).

С 2002 г. аспирант Волгоградской Академии Физической культуры.

Тема диссертационной работы: Методика обучения основам Калмыцкой национальной борьбы студентов Калмыцкого государственного университета. Защита диссертации – декабрь 2009 г.

 

Основные публикации:

1. Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов 1-го курса отделения ФК «Обучение гимнастическим упражнениям на снарядах, опорным прыжкам и акробатике». – Элиста, 2006;

2. Методические указания к практическим занятиям для студентов 2-го курса отделения ФК «Техника калмыцкой национальной борьбы». – Элиста, 2008;

3. Учебно-методическое указание для студентов специальности ФК «Лыжный спорт». – Элиста, 2008;

4. Статья «Джангариада» как фактор сохранения национальных спортивных традиций». Научная мысль Кавказа. Научный и общественно-теоретический журнал.  – Ростов-на-Дону: Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы, № 5, 2006;

5. Статья «Калмыцкая национальная борьба – регионально-национальный компонент физического воспитания». Вестник калмыцкого университета. – Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2007.

 

Секция – калмыцкая национальная борьба НООЛДАН. Секция работает с 2000 г., в группе было 8-10 чел. На сегодняшний день занимаются 25 студентов (2009).

Калмыцкая национальная борьба по своему происхождению является очень древним культурным наследием ойратов-калмыков «… и представляет чрезвычайно любопытное явление, подобного которому не найти у других народов России,… очень интересное подобие древних олимпийских игр, победа на которых венчает победителя славою не омрачимою и быстро разносящеюся по целому калмыцкому миру».

В калмыцком народном эпосе «Джангар» борьба батыров, во многих случаях, определяет победу одной стороны над другой. И это естественно, ибо в далекие прошлые времена предки наши, обитавшие в широких просторах Центральной Азии, постоянно враждовали с иноплеменными народностями и находились в вечных походах. Поэтому, порою, победа определялась не военными стычками, а борьбой выставленных батыров двух сторон. Например, Хонгр – Алый лев, Савр – тяжелорукий, таковыми были Мазн – батыр, Миитр – нойон и другие.

Определить точно, когда национальная борьба обрела свою массовость, трудно, но, однако, по степени развития культуры, экономики и даже политического положения можно сказать, что калмыцкая борьба стала обретать свою массовость со второй половины 19 века. С этого периода борцы начинают появляться уже по всюду, не только при дворах калмыцкой верхушки, но и в аймаках и хотонах. Соревнование борцов начинает проходить по каждому удобному случаю. Когда идет свадьба, когда проходит моление «Йорял», когда созывают «малягуд» – именины, или другие значительные события в аймаке или хотоне.

Все большей популярностью пользовалась борьба – ноолдан (бёк нолдган), устраивавшаяся во время народных и религиозных празднеств. Силачи выступали от своих анги (род) в пределах аймака (селение), от имени аймака в пределах улуса (район), от имени улуса или лично нойона на общекалмыцких торжествах. В момент выхода борцов на площадку они исполняли танец орла (hэрдин би). Этим танцевальным выходом борцы преследовали несколько целей. По существу это выполнение священного ритуала поклонения и желание получить благословение перед предстоящей схваткой, оказать психологическое воздействие на соперника, демонстрируя перед ним свои сильные руки во весь размах, широкую мускулистую грудь, мощную шею, выдвигаемый вперёд подбородок.

С целью возрождения традиций, обычаев и национальных видов спорта калмыцкого народа проводится республиканская Джангариада – красочный национальный праздник, включающий в себя соревнования по национальным видам спорта и культурно-этнографический конкурс.

Первая «Джангариада» по национальным видам спорта утверждена Указом Президента РК в 1997 г. Этот праздник изначально создавался как мероприятие, призванное возродить культуру калмыцкого народа, этнографию, древние для калмыков виды спорта.

Одежда участников. Борцы выступают в соревнованиях в парусиновых (холщевых) брюках, закатанных выше колен, желательно в борцовской обуви. Кушак (пояс) должен быть из легкой и плотной материи красного, синего цвета, длина кушака 120-150 см., ширина 40-45 мм. Борцу необходимо иметь собственный пояс, который перед борьбой должен быть показан судьям. Делать на поясе узлы запрещается. Завязывается кушак плотно, так, чтобы можно было произвести захват за него двумя руками.

При несоблюдении перечисленных требований к одежде, борец к схваткам не допускается.
Методика обучения технике калмыцкой борьбы. Соревнования проводятся на борцовском ковре. Участники соревнований (Джангариада) делятся на следующие весовые категории:

Мужчины 17 лет и старше:

1. Легкий вес до 70 кг. – хуц бёк;

2. Средний вес до 80 кг. – ажрг бёк;

3. Тяжелый вес свыше 80 кг. – бух бёк.